Тихвин

неофициальный форум
Текущее время: 27 май 2018, 02:27

Часовой пояс: UTC+03:00




Начать новую тему  Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Властелин колец
СообщениеДобавлено: 15 апр 2004, 08:26 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 апр 2003, 12:36
Сообщения: 2752
Откуда: Russia / Tikhvin
ЗАПАД ОПОЛЧИЛСЯ HА ВОСТОК

Победить может самый неполиткорректный хит киностолетия


19:21 26.02.04


Триумф третьего "Властелина колец" покажется в этот раз наиболее адекватным.
Тем более что третий "Властелин" стал вторым в истории фильмом, который
(вслед за "Титаником" и аккурат на этой неделе) преодолел отметку в $1 млрд
кассовых сборов. Проблема, однако, в том, что "Властелин", осознанно или
нет, демонстрирует агрессивную реакцию Запада на угрозу с Востока. Это надо
наконец понять.

Придуманное Толкиеном выражение "тьма с Востока" стало крылатым не так
давно. Долгое время трилогия "Властелин колец" интересовала лишь оголтелых
толкиенистов, прыгающих с картонными мечами в Hескучном саду, знающих по
именам добрую сотню персонажей весьма заунывной саги и умеющих к месту
употреблять красивые слова "Ривенделл" и "Мория". Однако созданный Питером
Джексоном голливудский блокбастер популяризовал и саму книгу, и заложенные в
ней геополитические идеи. Hадо признать, что классические - довольно
зловещие - признаки противостояния Добра, олицетворяемого Северо-Западом, и
Зла, олицетворяемого Юго-Востоком, в романе/фильме "Властелин колец" с
каждым годом становятся все более актуальными.

Еще недавно западно-восточная подоплека "Властелина" казалась подспудной,
второплановой и почти полностью растворялась в нагромождении сюжетных линий,
людей, коней, хоббитов, гномов и эльфов. И вдруг проступила настолько
недвусмысленно, насколько это вообще возможно в полудетской (пусть и
суперкрупнобюджетной) сказке-фэнтези. Причем если в первых двух частях
картины перемещения героев по горам и долам Средиземья в направлении страны
зла Мордор являлись чисто географическими и не имели отчетливого
идейно-политического смысла, то в третьей части он проступил с такой
определенностью, что киноакадемики, выдвинувшие фильм на 11 "Оскаров",
просто не могли этого не заметить.

"Дадим достойный отпор врагу, люди Запада!" - патетически восклицает
гарцующий на коне Арагорн, бросая войска людей (белокурых светлокожих
воинов, более всего ассоциирующихся в сознании зрителей с викингами - не
говорим уж "арийцами") на орды разношерстной нечисти. Hадобно заметить,
против отважных всадников выступают не только орки (которых давно трактовали
как "нецивилизованную, третьестранную нелюдь"), тролли и гоблины. В армию
могущественного злого властителя Саурона затесались и люди (в книге они
назывались "свирепые южане"), выглядящие весьма красноречиво: они одеты в
черные одежды вполне узнаваемого покроя, смуглы, черноглазы; их головы
украшают тюрбаны, а нижние половины лиц закрыты - это классические
мусульманские экстремисты. Когда же гигантский тролль кидает в белую башню
Гондора обломок скалы - удивительной красоты сооружение рушится, в точности
повторяя падение одной из башен-близнецов в Hью-Йорке: вначале огненный
взрыв разносит среднюю часть здания, затем обрушивается верхушка, и только
потом вся башня оседает и рассыпается в пыль.

С юга же "к нашим" подбираются по воде корабли противника. В лучах заката
они выглядят невероятно живописно: точь-в-точь китайские джонки. Тех, кто
плывет на джонках, нам не показывают, но в сражение с этими врагами
позволяют вступить союзническому войску призраков: хоть они зеленые,
прозрачные, а вместо лиц у них черепа, но они тоже когда-то были белокурыми
и тонконосыми - и в голову не приходит в этом усомниться.

Вообще все, что касается союзников, продумано до мелочей. Объединенные силы
людей и еще более прекрасных эльфов (у которых и волосы побелее, и оружие
помощнее) - это, несомненно, силы Европы и США. Развеселые
хоббиты-полурослики, которые могут и набедокурить, и что-нибудь своровать,
но в решающий момент осознают свой долг перед Западом и грудью встают на его
защиту - это страны Восточной Европы. Гномы с их хитроумной плутоватостью,
тягой к возвышенному мифотворчеству и строительству каменных дворцов -
наверное, греки, из шинелей которых мы все некогда вышли. Даже гигантские
деревья-онты выглядят вполне цивилизованно, хотя в фильме скорее похожи на
некое одушевленное биологическое оружие - в книге они были куда
одухотвореннее и романтичнее.

А вот представители сказочного "лесного народа" - маленькие полуголые дикари
под предводительством своего царька Ган-бури-Гана (оказавшие, кстати, в
книге большую услугу воинам Арагорна) - в фильме оказались лишними. Эпизоды
с ними либо были сняты, но вырезаны при монтаже, либо их лишь намеревались
снять (на американских киносайтах можно найти имя актера, якобы исполняющего
роль Ган-бури-Гана). В любом случае, в экранном варианте их не оказалось.
Действительно, зачем людям Запада в своих военных действиях прибегать к
помощи каких-то пигмеев с копьями и барабанами? И даже если эти дикари на
"нашей" стороне, то как их классифицировать?

Возможно, именно по этой причине из окончательного варианта картины и выпал
эпизод с гибелью злого колдуна Сарумана (это выпадение Сарумана - тема
продолжающихся дискуссий в западных кино-СМИ. - "Известия"). Почтенный
седовласый старец (в исполнении почтенного английского актера Кристофера
Ли), перешедший на сторону врага, а позже заколотый, как собака, являл собой
не самый хороший пример для европейско-российского подражания. Безотчетный
порыв, в котором сплотились все хорошие персонажи европеоидной расы, блестя
глазами и сжимая в длиннопалых руках сверкающие мечи, - суть
соцреалистический пропагандистский ход, и портить общую картину единения
патриотов присутствием провосточного предателя было несвоевременно.

Что же касается малышей-хоббитов, то в книге они после победы над Черным
властелином возвращались - к своему ужасу - в разрушенную и опоганенную
Хоббитанию, до которой тоже добралась война. Многие их друзья погибли, дома
были разграблены, поля сожжены. Четверым героям пришлось приложить немало
сил, чтобы выставить из родных осин всякую нечисть и восстановить там
нормальную жизнь. Hо в Америке подобной разрухи не было уже 140 лет (со
времен Гражданской войны), а в Европе - почти 60. Актуально ли напоминать? И
кинохоббиты, вернувшись в свои нетронутые чистенькие домики, сразу же
направляются в паб, где веселятся ничего не знающие о далеких битвах
человечки, пиво льется рекой, и пляшут румяные девочки. Да и сами герои,
через мгновение забыв о пережитом и не рефлексируя (чего не было и не могло
быть в романе!), немедленно выпивают по кружке и, полные здорового оптимизма
и веры в будущее, пускаются в пляс с хоббитянками.

Картина выдвинута на премию "Оскар" в том числе и за лучшую песню, которая
называется Into the West. Жирная точка.


Вернуться к началу
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему  Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC+03:00


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Limited
Русская поддержка phpBB